ФОРУМ

ДНЕВНИК



МАСТЕР-КЛАСС # 6 – ГАБРИЭЛЛА КЕЛЛИ - ИСКУССТВО ПРОДЮСИРОВАНИЯ, 05-08 СЕНТЯБРЯ 2006 г. в театре "Практика".














Габриэлла Келли




























































































































































































































































































МАСТЕР-КЛАСС # 5 – СТЮАРТ ПИРС - АЛХИМИЯ ГОЛОСА



02-03 Сентября, 2006





В Москве в Театре "ПРАКТИКА" Стюарт Пирс провел двухдневный мастер-класс, основанный на его методике «Алхимия голоса». Приглашенными российскими звездами кино, театра и телевидения стали Анна Михалкова, Дарья Мороз, Павел Деревянко, Ксения Алферова, Саша Ребенок, Мария Голубкина. На импровизированной пресс-конференции маэстро, подтянутый элегантный джентльмен с классическими манерами, собрал в круг своих учеников и под стрекот фотокамер продемонстрировал многочисленным журналистам некоторые упражнения, чем-то похожие на медитацию тибетских монахов, но явно имеющие практическое применение для любой творческой личности, в особенности актеров.









Около 400 лет назад вместе с возникновением философии Декарта - «Я мыслю, следовательно, я существую» - человечество отключилось от источника природной энергии, таким образом, ограничив свое восприятие лишь уровнем ментальности. Что такое личность или персона? Per sona – в буквальном переводе с латинского через звук. Все есть звук. Человек выражает себя через звук, и у каждой «пер-соны» есть своя нота, открыв которую, человек воссоединяется со своим источником природной энергии, его творческий потенциал открывается и развивается по «правильному» пути. Таким образом, концепцию Декарта можно развить - «Я мыслю, следовательно, я чувствую, следовательно, я существую» - такова основная мысль господина Пирса.

































Ученики выглядели усталыми и счастливыми одновременно:





Павел Деревянко, актер театра и кино:

- Два дня без сна! Фантастический человек Стюарт Пирс! Есть в нем что-то такое шаманическое. Он открытый такой весь, раскайфованный! Говорит - вы прекрасны, любите себя, любите жизнь, любите друг друга. Вся комната наполнилась энергией, светлой, доброй. Его метод может пригодиться везде, на сцене, конечно, но и в жизни так же. Это касается не только сценической речи, но и жизненной позиции, это может быть интересно всем, кто хочет общаться, настраивает на ритм сердца.





Дарья Мороз, актриса театра МХАТ:

- Это некая система обучения голосовая, это философия голоса, философия самого себя, и философия актерская – как, каким образом воздействовать на зрителя так, чтобы это изменяло его сознание. По большому счету, этот тренинг - исследование собственных голосовых возможностей. Система тренинга через релаксацию, через ощущение собственного внутреннего пространства, тела, голоса звука, когда голос идет не из горла только, но задействованы и нижние части позвоночника и так далее. Для меня полное удовольствие было здесь позаниматься, и, кроме того, очень много нового я для себя узнала, какие-то вещи, которые я где-то слышала, сама понимала на интуитивном уровне. На тренинге их сформулировали, и я поняла, что я правильно, грубо говоря, экспериментирую сама с собой, и мои мысли по поводу воздействия звука на зрителя, каких-то энергетик – они верны. В основном все совпало, как ни странно, сильных противоречий не возникло.





Ксения Алферова, актриса:

- Это еще одна ступенька в профессии. Твоя профессия – твой голос. Таких школ очень много существует, они все переплетаются. Очень многое зависит от личности педагога. Стюарт сам по себе настолько интересен - и то о чем он говорит, и его философия и отношение к профессии актера!










Саша Ребенок, актриса:

- Через звук найти себя. В первый день мы освобождались от каких-то мешающих запутанностей, а второй день, когда уже все стало получаться, Стюарт сказал, - я научу вас быть без воска (прим. sin cere – «искренний», в буквальном переводе с греческого «без воска»). Когда делается статуя из мрамора, и вдруг неправильное движение, скол – все рассыпается. Что делать? Пользовались воском. «Я научу вас быть самим собой без воска. То, что у тебя снаружи и внутри – это одно и то же».












Анна Михалкова, актриса театра и кино, телеведущая:

— Любой опыт позитивен с точки зрения усовершенствования себя. Это некая возможность определить, где ты, любая точка зрения - она интересна. Голос очень важная составляющая часть для актера, для актера театрального в первую очередь. Для меня, как для человека в большей мере снимающегося в кино, была интересна сторона подачи голоса в театре.



ПРЕССА:

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА

РОССИСКАЯ ГАЗЕТА

ОБЕРОН ИНТЕРНЕТ ЖУРНАЛ

АРГУМЕНТЫ НЕДЕЛИ

ЭЛИТА ОБШЕСТВА

MAIN PEOPLE



МАСТЕР-КЛАСС # 4 – БАРРИ ПРАЙМУС – ИГРАЯ НА РЕЖИССЕРА



ПОНЕДЕЛЬНИК, 12 ИЮНЯ 2006



Барри прибыл в Москву в прошлый четверг, 8 июня. Он уже вошел в курс дел, посетив Московский Художественный театр (МХАТ) и Третьяковскую галерею, а также совершил множество прогулок по городским паркам, перед тем как начать свой второй мастер-класс о технике актерской игры здесь, на Международном семинаре актеров кино.

По пути на урок, он опять – как всегда – наткнулся на полицейские ограждения, в этот раз по случаю национального праздника России: отмечают 15 лет с тех пор, как Борис Ельцин стал первым президентом России.

Путь от квартиры Барри до Центра «Открытый мир» и так неудобен, а необходимость совершать объезд через третью кольцевую автодорогу удлиняет его поездку еще на несколько минут. Путь Барри, по его словам, проходит через промышленные районы, которые в обычных обстоятельствах он бы не увидел. Для всех нас это всего лишь разбитая дорога от Павелецкой до Тульской, которая ведет к Даниловскому монастырю.


Может показаться, что многое, из того, о чем здесь будет написано, повторяет некоторые дневниковые записи по предыдущему семинару, частично из-за того, что порядок проведения уроков почти такой же. Первое, к чему мы уже привыкли, это почти к всеобщему опозданию, но все же мы начинаем около 10:15. В классе присутствуют Мотя (Наташа Мотева, актриса), Маша Кузьмина (режиссер/психолог), Юлия Юдинцева (актриса), Вадим Остриков (учится на режиссера), Игорь Веселов (учится на журналиста), Маша Козлова (модель/актриса), Инна Шмуль (учится на режиссера), Костя Шпехт (учится на актера), и время от времени появляющиеся Живиле (Жу) Монтвелайте (режиссер театра), Лена Найда (учится на режиссера /фотограф/юрист), Лена Морозова (актриса), Петр Хазизов (кинопродюсер /режиссер/актер), Лена Субботина (менеджер по недвижимости /учится на режиссера /актриса) и Ксеня Белая (профессиональный хореограф/актриса).






















Несмотря на то, что некоторые ученики не присутствуют на первом занятии из-за длинных праздничных выходных, мы с успехом начинаем выполнять с присутствующими упражнения на снятие барьеров в общении. Каждый ученик по очереди рассказывает партнеру о своем любимом родственнике, о своем любимом месте, и т.д.. Студенты хорошо подготовлены и быстро входят в курс дела, еще до того, как Барри быстро переходит к импровизациям, чтобы оценить уровень своих учеников.

Ключевым моментом сегодняшнего мастер-класса, который делает Барри особенным, является акцент на реальность эмоций и чувств, которые должен изобразить актер, прожить их для того, чтобы роль получилась. Это – основной момент, и то, чего Барри хочет от актера и режиссера в любом исполнении – правдоподобности, откровенности, правды. Пока актерская игра, особенно в России, страдает от указки, и, после посещения этих семинаров студенты смогут, по крайней мере, за милю распознать подделку, и таким качеством распознавания очень важно владеть режиссерам. Но цель мастер-класса - перевести актеров в другую плоскость, заставить их соприкоснуться со своим внутренним «я», помочь им отыскать собственную мотивацию, чтобы сделать своих персонажей реальными – запахи, звуки и побуждения, которые превращают «сцену» в «переживание».




В первый день всегда есть месть небольшому сопротивлению. Это - очень личная работа. Она требует от тебя увидеть самое себя и вспомнить переживания, которые, по природе своей, иногда сложно восстановить. Участники группы не знакомы друг с другом. И, как всегда, есть проблемы с теми, кому больше по душе режиссура. Честность и открытость, отказ от управления ситуацией – режиссерам трудно сразу подчиниться и «сдать оружие».






Мы захватываем упражнения на сенсорные воспоминания – озеро, друг, вымышленный диалог, доверие; выполняем упражнение «машина» - машина для еды, машина для любви, машина для таланта, из которых, как сказал Барри, по жестам и звукам ясно, что студенты воспринимают талант, как к чему-то в их головах, а не как нечто душевное (мы попытаемся изменить это представление). А потом мы еще немного поимпровизировали - на этот раз инициатива исходила от самих студентов, и почитали теорию для закрепления пройденного за день матерала.




Две важные цитаты: Эля Казань – ‘Если в нем этого нет, то это из него и не извлечь’ и Мейрхольд ‘Слова - это юбка на теле игры’. Мы можем добавить еще одну: ‘Сделайте это по-настоящему!’ – Барри Примус.




ВТОРНИК И СРЕДА, 13 И 14 ИЮНЯ 2006



Когда вспоминаешь эти два дня, многое, из того, что произошло, кажется хаотичным в самом хорошем смысле этого слова. И действительно, на это указывает и тот факт, что этот дневник пишется после событий, а не в ходе них. Не было ни времени, ни сил, чтобы оценивать происходящее ежедневно, отчасти из-за меняющегося состава группы. Некоторые студенты не могут посвятить занятиям все 6 дней. Из-за этого еще труднее создать «органичную» группу, так как каждый раз появляется какой-нибудь новенький, меняется ритм. Барри трудно к этому приспособиться, так как много энергии уходит на каждого. А студенты почти все новенькие, мы работаем на новом месте, а Барри «на колесах» уже несколько недель. Некоторые из наших студентов в этот раз оказывают еще большее сопротивление, чем раньше, и им требуется больше времени, чтобы войти в ритм.


Эта группа состоит из актеров, режиссеров и одного-двух «способных энтузиастов». Самая большая проблема, с которой нам приходится сталкиваться - это режиссеры, кому очень тяжело освободиться и принять участие в упражнениях. Это частично объясняется ожиданиями от режиссеров в России, где сам процесс заставляет их быть диктаторами, быть отчужденными и слишком углубляться в технические детали съемки. В результате они зачастую отказываются слишком глубоко вникать в работу актеров на съемочной площадке. Это видно и на наших занятиях. Это не мешает, но расстраивает. Барри указывает на то, что присутствующие режиссеры могли бы получить больше пользы от посещения, если бы они ненадолго отказались от своей власти, но в течение первых нескольких дней этого почти невозможно добиться.





К утру среды всем раздали по сценке и сценарию импровизации, чтобы прочувствовать эту сценку. Барри – проницательный психолог и знает, как распределять роли на основе слабых и сильных сторон, уже проявленных студентами. Сценки из фильмов, на которые, кажется, подходит любой – «Секреты Лос-Анджелеса», «Джерри Магуайр», «Сальвадор», «Филин и кошечка», «Мир призраков» плюс фрагменты сценария, который только еще пишется.













На этот раз у нас больше профессионалов, что ускоряет и углубляет процесс. Другое разительное отличие этой группы от предыдущей, возможно, из-за того же – группа использует время для репетиций. Это окрыляет и демонстрирует волю группы, которая, несмотря на все первоначальные трудности, начинает сосредотачиваться и вырабатывать собственную мотивацию.










Среда ознаменовалась визитом съемочной группы телеканала Russia Today, которая приехала для интервью с Барри. Они ненавязчивы, а присутствие камер, как всегда, заинтересовывает студентов. Это - мастер-класс по актерскому мастерству, и, следовательно, большинство студентов, кажется, сияют перед камерой. И все же оператора больше интересуют не репетиции съемок, а упражнения на разогрев, которые, вырванные из контекста, пожалуй, напоминают что-то вроде «Полета над гнездом кукушки».


За первые три дня Барри постепенно подводит студентов к работе с их «инструментом» - мягко провоцирует их на контакт с воспоминаниями и чувствами, как отброшенными, так и спрятанными. Барри быстро завоевывает их доверие, и они, кажется, готовы разведать скрытое внутри них и научиться обращаться с этим. В беседе в конце третьего дня студенты кажутся более открытыми, в контакте с собой. Они также понимают, как извлечь не только свои эмоций, но и тот материал, над которым они работают.





ЧЕТВЕРГ, 15 ИЮНЯ 2006




Новый день, новое помещение, новое начало. Сегодня жена Барри, Джулия Арендаль, впервые приезжает в Москву. Джулия – международно-известный хореограф. Когда она заходит в класс, ощущаешь ее ту грацию, интуицию и добродушие, которые способствовали ее успешной карьере, начиная с хитового мюзикла «Волосы» до постановки сцен с Мэттом Деймоном и Анджелины Джоли в новом фильме Роберта де Ниро «С наилучшими пожеланиями».


Новая комната более изолирована от всего «Открытого мира», что позволяет нам лучше концентрироваться. Странная акустика этой комнаты предоставляет возможность поработать над некоторыми звуковыми упражнениями, направленными на высвобождение внутренних эмоций. Мы занимаемся этим большую часть утра, а потом переходим к репетициям сцен и импровизациям. Пока студенты приходят и уходят, из-за привязанности к работе, ясно, что мы составляем костяк группы, которая сегодня подкреплена присутствием Лены Субботиной и Ксинии Белой. Девушки работают в паре по теории и, кажется, мгновенно определяют уровень друг друга.

Остаток дня проходит в репетициях, иногда меняемся партнерами для придания остроты ситуации. Любые признаки сопротивления к этому времени уже исчезли. Все студенты, кажется, вошли во вкус дела, и это делает честь группе, а также Лене и Ксюше, которым так быстро удалось понять ритм друг друга. К концу четвертого дня появляются признаки гармонии и единомыслия. Все студенты поняли метод Барри и сами смогли пронаблюдать, исходя из того, как он проигрывает тот или иной фрагмент, что он владеет рядом приемов, начиная от мимики и пародии и заканчивая голым реализмом. По окончании четвертого дня, кажется, можно наблюдать, что студенты уже осознают свое присутствие на 'мастер-классе.





ПЯТНИЦА, 16 ИЮНЯ 2006



Барри обещал еще в понедельник, что в пятницу студенты продемонстрируют свое второе «я» или скрытые аспекты своей личности. Начали мы немного поздно, но после коротких упражнений на разогрев студентам дали несколько минут на подготовку...

























«Женщина-провокатор» знакомится с «Дартом Вейдером» и «Черной Принцессой», если подумать...







У Барри и Ксюши одинаковое второе «я»...





















Фантомасу приходится иметь дело с папарацци...





























Барри взывает к Силе...
























Мария-Антуанетта или Девушка из Пигаля...






















Помимо того, чтобы позабыть серьезность того, над чем мы работали всю неделю, это упражнение действительно помогло актерам соприкоснуться с их внутренним миром и исследовать те стороны своей личности, которые они прячут, отрицают или про которые даже забыли. Безусловно, все актеры превзошли самих себя. Мы договорились, как всегда, не вдаваться глубоко в детали. Представленные фотографии отражают светлую сторону этого упражнения.

После обеда мы вернулись к репетициям сцен, а сейчас наконец-то играем их по-настоящему. К концу дня мы охватили почти всех. Большей частью стало ясно, как импровизации прояснили мотивацию и поведение студентов. Теперь они готовы к последнему дню, когда Барри подведет итоги и проведет пробы/»разбор полетов» по каждому из студентов.




СУББОТА, 17 ИЮНЯ 2006



И еще один последний день. Мы начинаем в 11, чтобы дать всем возможность подготовиться. Студенты приходят собранные, почти как спортсмены перед большим финалом. Все осознают, что сегодня мы увидим здесь Барри в последний раз, и все студенты хотят выжать по максимуму из сегодняшнего дня.

Мы начинаем с последнего упражнения на сплоченность, студенты объединяются в единой мысли, которая выливается в единый звук. Нет ни страха, ни робости – кажется, что все делается почти в унисон, группа действует, как один, все готовы не только к предстоящим упражнениям, но и к чему бы то ни было после окончания этого мастер-класса.





Барри прорабатывает сцены, которые не были закончены накануне. Все желающие могут сделать последнюю попытку поправить свое выступление с помощью материала, с которым мы работали всю неделю. Эти шесть дней были трудными для Барри, они не были похожи на то, к чему он привык в других местах, но даже когда мы подходим к концу, его энергия и энтузиазм на высоте.








После обеда мы возвращаемся и устанавливаем камеру и экран для «разбора полетов», проб, удачно сыгранных по одностраничному сценарию, написанному Барри. Легко на бумаге – слова, в которых нет настоящих идей, но к ним так легко приписать подтекст. Студенты выбирают партнера для чтения за камерой, и их представляют режиссеру, г-ну Барри Праймусу, а затем садятся напротив камеры и работают без шпаргалок. Это обстоятельство очень нервирует, так же как и размер плазменного телевизора, который служит нам «экраном». Играть теперь не с чем, и все на виду у других «продюсеров», как называет их Барри, ждущих своей очереди.

В целом, эффект от этого упражнения приносит много удовольствия, и каждый студент-актер хочет еще. Мы вместе просматриваем материал, пытаясь следовать тем указаниям, Барри тихонько дает каждому из студентов во время съемки, создавая ситуации и конфликты всего несколькими простыми словами, которые придают одностраничному сценарию глубину и большие возможности для реализации того, чему мы научились за прошедшие дни.

Мы освобождаем комнату от оборудования и собираемся в круг, чтобы поделиться своими впечатлениями от этой недели. Самый большой комплимент из уст студентов – это единодушное мнение, что было слишком мало времени. Все присутствующие хотят продолжения, особенно после упражнения-пробы, с помощью которого можно было сравнить свои переживания «накануне» и «после» выступления перед камерой.

Барри благодарит группу и организаторов, отмечает талант тех людей, с которыми он познакомился в России. Он говорит, что надеется вернуться сюда в будущем. Мы тоже надеемся, что он еще приедет.





МАСТЕР-КЛАСС # 3 – МАРК ТРЭВИС - РЕЖИССУРА: ОТ СЦЕНАРИЯ ДО ЭКРАНА

20-23 МАЯ 2006



Лучше не бывает – Марк Трэвис, Дубл 2.

Мы уже попытались пройти курс режиссуры несколько недель назад в ходе трехдневного мастер-класса Марка Трэвиса, основанного на фильме Сэма Мендеса «Красота по-американски». Теперь пришло время закатать рукава и заняться фильмом Джеймса Брука «Лучше не бывает» в ближайшие шесть дней – вполне достаточное время для того, чтобы по-настоящему разобрать сценарий, понять все о героях фильма и задуматься над тем, как мы, студенты и потенциальные режиссеры, могли бы поставить это кино.

Марк и Даши прибыли в пятницу (19 мая), и мы начали с того, на чем остановились в апреле. За прошедшие три недели Марк дважды побывал в Киеве и съездил в Корнуолл (Великобритания), а съемочная группа «Семинаров» круглыми сутками только и делала, что говорила о мастер-классе, с тех пор как он уехал.

И слова не были потрачены впустую. Количество посетителей на сайт ‘actorsworkshop.ru’ в этом месяце утроилось, и мы получили около 70 вопросом и заявок на участие в этих занятиях, в результате чего 19 студентов записались на полный курс.

В Центре «Открытый мир», куда мы переехали, есть все необходимое нам оборудование. Комната большая и светлая, и в нее можно зайти, переобувшись в тапки, только через спокойную приемную «Открытого мира», которая в раз меняет настроение студентов и настраивает их на позитивное мышление.

Чтобы приступить, Марк начал с простого упражнения на знакомство. Актеры сразу бы набросились на это упражнение, но здесь – курс режиссуры, и пойти на контакт, который можно легко наладить в процессе творчества, часто является наибольшей трудностью. Трюк был прост – мешок с бобами и круг незнакомцев. Мы бросали сумку друг другу, и, ловя ее, должны были называть свое имя и род занятий. Игорь - литературный редактор/кинорежиссер; Евгений - художественный директор «Открытого мира»; Лена - директор компании по недвижимости /учится на режиссера; Маша - психолог/режиссер; Лена - студентка; Ника – учится на кинорежиссера; Костя - актер; Алла – дизайнер и художник; Ру – учится на режиссера; Игорь – учится на режиссера /художник-иллюстратор; Женя – менеджер по рекламе; Ольга – кинорежиссер и директор по подбору актеров; Люся - переводчик/учитель; Володя - фотограф /вэб-дизайнер; Лиля - певица/учится на режиссера; Юля – актриса кино и театра; Валера - актер.

А потом мы познакомились с Мельвином.
















Много времени уходит на вступление к фильму. Цель первых пяти-десяти минут фильма «Лучше не бывает» - развенчать все заранее сложившиеся нами представления, потому что Мельвина играет Джек Николсон. Начало фильма, шаг за шагом, рисует героя, который кажется мерзким, психически больным, анти-социальным, а временами и опасным типом. И все же, мы не можем…не восхищаться им. Он говорит и делает то, что все мы когда-нибудь хотели бы сделать. Мы разбираем эти первые кадры в деталях, потому что на них строится весь фильм.

Этот семинар отличается от предыдущих тем, что у нас есть целый сценарий, который нам надо проработать за три дня, прежде чем приступить к практическим занятиям по режиссуре. Нагрузка определяется количеством страниц в сценарии, а нам надо уложиться в график, и для этого скорость работы должна быть равномерной и методической. Мы прорабатываем сценарий большими кусками, отталкиваясь от таблицы Блэйка Снайдера, которую с собой привез Марк. Это полезный инструмент для оценки плюсов и минусов фильма с точки зрения персонажей и сюжетной линии. Но для этого нужно терпение. Это непростая история любви или мелодрама, что вскоре становится ясно из опущений и дополнений к оригинальному сценарию.

Фильм «Лучше не бывает» первоначально был назван «Старые друзья» - просто невероятно, как актеры вообще согласились прочитать сценарий фильма с таким невыразительным названием. Но, как говорит Марк, у Брукса полно старых друзей, и Шейн Блэк и Лоуренс Каздан тоже играют достаточно яркие эпизодические роли...

На разбор сценария уходят все три дня. День третий разбит визитом корреспондентов двух журналов и телевизионного канала Russia Today, чье присутствие чувствуется, но все равно, детальный анализ совместной работы сценариста, режиссера и актеров дает всем нам представление о режиссуре – частично интерпретации, частично вдохновении и частично руководстве. Мы разбираем основные вопросы, включая самый главный – «а что если»? Как много вариаций и альтернатив может рождаться в головах актера и режиссера, прежде чем на съемочной площадке раздается команда «Мотор!»...

Когда мы подходим к концу третьего дня, создается чувство более глубокого понимания фильма «Лучше не бывает». Мы разобрали сценарий по частям, чтобы увидеть, как актеры работают с диалогами и как с помощью одного только мастерства можно передать на экране сцены, которые на бумаге кажутся невероятно сложными для воплощения (например, когда Фрэнк убеждает Мельвина взять с собой в Балтимор Саймона). Однако, возможно, мы зашли слишком далеко и сможем выдержать еще три дня практического занятий по анализу и режиссуре, а студенты слишком хорошо знают, как актеры подошли к сценарию, чтобы быть объективными при постановке сцен фильма.

Немного посовещавшись, Марк и Джерри просят студентов написать свои собственные сценарии за выходной – две страницы, два или три героя, на любую тему. В среду мы зачитаем эти сценарии и используем их для практических занятий по режиссуре на основе их собственных творческих импульсов и того, что они считают важным. Здесь мы отходим от программы, но спрашиваем студентов, есть ли у них какие-нибудь возражения, и единодушно они принимают предложение с энтузиазмом...





MAY 24-26, 2006



За выходной студентам, кажется, не пришлось слишком много работать, но было ясно, что они нервничают накануне представления собственной работы на суд других. Некоторые из них потратили время, чтобы действительно сотворить нечто, а другие просто повторили материал в последнюю минуту, чтобы не быть застигнутыми врасплох.

Нет большой необходимости сильно вдаваться в подробности того, как прошли следующие три дня. Мы по очереди читали сценарии. Марк был удивлен, что почти все сценарии можно было бы использовать. Из многих занятий на его памяти всего лишь к нескольким можно было бы отнестись серьезно. Но здесь, частично из-за того, что несколько студентов делали это впервые все, казалось, раскрылись при написании материала, придав ему больше глубины, чем мы ожидали.

Нам понадобился еще один час или около того, чтобы помочь из нашей стометровой комнаты в помещение, равной одной четвертой ее размера. Нам нужно было дополнительное время, и когда мы рассмотрели последний сценарий, все поняли, что как бы ни было интересно, ставить эти сценарии в таком формате было бы тем же самым. Посовещавшись несколько минут, мы решили провести лотерею на следующее утро. Каждый режиссер поставит чужой сценарий, заново подбирая актеров и добавляя немного интриги в процесс.

Четверг и пятница прошли за методической работой над каждым сценарием, начиная с лотереи и заканчивая подбором актеров и «разбором полетов» - мизансцен и последней сцены - «как будто бы мы снимаем». Некоторые писатели из группы были немного расстроены из-за того, что их материалы уже проработали, но это было необходимой частью процесса, заставляющей режиссеров снимать по-настоящему, искать способы оживить материал, который был не только своим, но и только что созданным.

Много споров было по поводу того, как соединить сцены, но кровопролития удалось избежать благодаря Марку, который провел группу «вброд». Ключ к его методу – бесконечный поиск возможностей: как повернуть действие, как усилить мотивацию актера, как сделать так, чтобы в словах были и смысл, и драматургия.

Студенты, казалось, были в восторге от этой экспериментальной работы. Все получили возможность написать, поставить и сыграть сцену. Многое было заснято Машей Кузьминой, а получившийся фильм скоро появится на сайте.

























МАСТЕРКЛАСС # 2 – ПУТЬ РЕЖИССЕРА

26 АПРЕЛЯ 2006г.



Марк Трэвис вчера вечером приехал из Киева в Москву. «Путь режиссера» это трехдневный курс, основанный на его бестселлерах о режиссерском мастерстве, обещает пронести нас в течение очень короткого времени сквозь то, что большинство российских школ проходят на протяжении нескольких месяцев.


Расположение мастерской идеальное. В Галерее Елены Врублевской существует некое сочетание интимности, энергии и адреса в центре города. Она полностью оборудована для такого мастеркласса как наш, и смесь гостеприимства и ауры, созданной благодаря фото-выставке Алёны Телпуховской «Тибет. Прикосновение» и «Врата. На пути к природному освобождению» дает нам идеальный задний фон (Елена Врублевская также президент российского TIBET HOUSE). Поэтому, как ни когда к нашей мастерской подходит первая фраза, сказанная в описании выставки «Путь всегда связан с поиском, познанием.»

Мы добираемся до галереи к 9:40, где нас уже с волнением ждут 4 студента. Это новые лица, присоединившиеся после успеха первой Мастерской, но где остальные?

На протяжении последних шести недель интернет-пресс-релиз атаковал каждый телеканал, киностудию, глянцевый журнал, звукозаписывающую компанию в стране, в сочетании с постерами во всех главных институтах, изучающих изобразительные искусства, таких как ВГИК и and ГУУ(РМА), построил представление о том, чем пытается заниматься МЕЖДУНАРОДНАЯ ШКОЛА АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА. Это не механизм развития голливудских ценностей в производстве, а скорее попытка показать российским кинопроизводителям больше путей определения и осознания искусства повествования истории через фильм, нежели доступно здесь на сегодняшний день.



















В 10:10 к четырем лицам присоединились другие 14. Кто-то не мог найти галерею, кто-то не рассчитал с утренним дорожным движением (или с ранним началом).

Не смотря на хорошее начало, мы потеряли еще, как минимум, шесть профессиональных режиссеров и актеров, которые уже подали заявку, но не смогли прийти в связи с незапланированными съемками, но в итоге комната заполнилась и Марк начал своё вступление.

Подача у Марка непринужденная, и еще непринужденней она становиться благодаря Дарине Привалко, приехавшей переводить из Киева. К обеду мы уже сложили общее представление о процессе кинопроизводства, получив детальное описание образа мыслей, присущего человеку, вступающему на путь кинематографиста, копаясь в важнейших структурных моментах, которые должны быть представлены в сценарии, и погружаясь в цели персонажей и препятствия перед ними. Мы также начали анализировать образец сценария "Красота по-американски", подобранного нами для этого мастеркласса. Затем мы взяли оттуда сцену, дающую возможность ученикам углубиться во время обеда в изучение целей персонажа.

Студенты возвращаются готовые приняться за сцену, и мы быстро переходим от слов на странице к подтексту, скрытому за ними, произнесенное слово, скрывающее непроизносимую мысль, эта мысль для актера является ключом для правдоподобной подачи строчки- любой строчки. Скоро в каждое слово на бумаге будет погружен конфликт, смятение, дилемма и возражение, самая невинная фраза, моментально дающая возможность подрывать, поддерживать, акцентировать, усложнять или разрушать эмоциональное состояние главных героев, в схватке, в спарринге между каждым в этих маленьких раундах эмоционального кик-боксинга под названием «сцена».

Мы двигаемся дальше и дальше по сценарию, и отступаем назад для обсуждения кастинга, работы со съемочной группой, разъяснения реальных функций режиссера, введения его/её в задачи, его/её обязанности по отношению к актерам. .

После того как учебный день закончен, все (разве что за исключением Марка) обессилели. «Путь Режиссера» рекламировали как «интенсивный» курс: ученики теперь говорят, что покрыли материал на два семестра за один день.

ПОЛНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ: Анализ сценария, Работа со сценаристом, Формирование творческой команды, Процесс кастинга, Отношения между актером и режиссером, Репетиционный процесс, Визуализация истории, Работа с оператором, Процесс производства, Пост-продакшн.



April 27, 2006



Сегодня начало было хорошим. «Красота по-американски», возможно, не тот фильм, который вы бы стали обычно смотреть в затемненной галерее в 10 утра, когда за окном светит солнце, но опять же, в нашем распоряжении было всего-навсего три дня. Первая минута фильма разъясняет нам основной смысл картины, задуманной, как загадка убийства. Фильм мог сниматься в ста других, разных вариантах, и сегодня будет доказано, что каждая сцена имеет свой бесконечный потенциал.

Если вчера мы концентрировались на подходе к режиссуре в целом: кто есть режиссер, как он должен относиться к сценарию, как он должен работать со съемочной группой ит.п., сегодняшний урок помог сделать куда более серьезные умозаключения.

Потом настал последний момент, когда у кого-либо из нас было время сесть и проанализировать фильм сцену за сценой, особенно в сопровождении производственного сценария и Марка Трэвиса, который знает «Красоту по-американски» вдоль и поперек, и как профессиональный режиссер и преподаватель, и как кто-то, у кого есть доступ к «недоступному».

Нашим главным инструментом сегодня являлась кнопка паузы на проекторе, управляемая знаниями Марка о том, где же скрыты те самые запрятанные секреты фильма. Сегодняшний день стал днем повторного открытия, повторного становления веры в процесс кинопроизводства и разрушения всякого предубеждения, построившегося годами разочарования в «Голливудских» фильмах, фильмах в целом, и прессом, дающим слишком мало времени для мастерства, когда кассовые сборы являются главным критерием авторитетности фильма.

Оскары вручаются, как кажется, по многим причинам, но не многие из них – это киномастерство. Это обобщение опасно, но оно отражает ту утомленность, здесь в частности, от системы, которая, по сути, награждает либо за консервативный эпатаж, либо за неуклюже представленную инновацию.

У Кевина Спейси есть талант в выборе сценария. «Красота по-американски» это фильм о мимолетном прозрении, фильм, который, кажется, имеет немного, кроме как хорошую историю, отличный подбор актеров, и некоторые штрихи цветов, связывающие всё это вместе: красный- розы, лепестки, Мустанг, кровь. Остальное мы отметаем по привычке от разочарование подобных «голливудских красот по-американски». В американском, оскароносном фильме не могло быть ни аллегории, ни символизма (или красоты)…

При разборе первых пяти минут фильма, Марк сделал удар по нашим предвзятым мнениям. Чем больше «слоев» мы снимаем, тем больше мы увлекаемся. Мы снова начинаем слышать «язык кинематографии», и вскоре его «полузабытый диалект» начинает нам нашептывать, укрепляя желание большинство группы двигаться дальше, взять камеру и просто снимать кино. .

Марк провоцирует нас на «режиссуру» сцены в нашей голове. Как бы мы это сделали? Куда бы мы посадили Лестера? Как он будет двигаться в кадре? Обращайте внимание на монтаж, на ракурс камеры, на то, как применяется свет, акцент на прямые линии…Каждый кадр наполнен информацией, подсознательными указателями, расположенными там абсолютно сознательно режиссером и художником-постановщиком, и идеально обрамлен и снят, для дополнения текста сценария перспективой и объемом.

Это не было сколько сюрпризом для класса, сколько облегчением. Если б мы смотрели произведения Куросавы или Тарковского, мы бы ожидали подобных вещей, но не от американского фильма…или, возможно, не от коммерчески-успешного фильма.

И так мы проводим утро, разгадывая тайны каждого кадра, расшифровывая простые послания, оставленные для нас создателями фильма; и целая половина дня прошла прежде чем мы приступили к репетиции сцен с некоторыми из присутствующих актеров, перед тем как перейти к мез-ан-сцене, пути к технике работы с камерой. и работой режиссера с оператором, пройти которую здесь у нас времени не останется.

Мы закончили день, продолжая анализировать фильм- сцена «На диване», где Лестер пытается возбудить у Кэролайн какое-то желание. Мы прошли через неё момент за моментом, пристально всматриваясь во все, что режиссер мог бы нам донести.

Нам надо было заканчивать в 6 часов, чтобы попасть в Студенческий театр МХАТ, посмотреть их версию Гамлета. Послание сегодняшнего дня и здесь подходило. Фильм о прозрении привел нас к прозрению для всего присутствующего. В офисе Лестера, где он сидит в своей маленькой «клетке», висит сообщение для любого, у кого возникнет желание нажать на кнопку паузы, чтобы увидеть…просто, всегда «Смотри Ближе»!

ПОЛНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ: Репетиционный процесс, Развитие персонажей, Импровизационные и репетиционные инструменты, Режиссура в отношении персонажа, а не актера, Постановка и её сильное влияние на саму сцену, Режиссер и камера.



28 апреля, 2006



Трех дней не достаточно. Такое чувство, что мы только пошли в том направлении, и теперь мы сталкиваемся с неожиданным завершением дискуссии, которая только что началась.

Последний день любого курса, даже трехдневного, всегда начинается со спада настроения. Это было усугублено отсутствием двух наших студентов - Коли Карпова, улетевшего из Москвы этим утром на месяц съемок, и Кати Карамзиной, удалившейся для подготовки к показу соей марки одежды White Trash for Cash 2006-2007 на следующей неделе .

Мы подошли прямо к анализу сцен из «Красоты по-американски». Мы приступили со сцены, где Лестер впервые видит Анжелу, начиная с контраста между тем, как Джейн и Анжела смотрят баскетбольный матч, вплоть до позиции Лестера в машине с Кэролайн, от кадра, где Лестер среди толпы выделяется своим отсутствием интереса к происходящему ( «Я пропускаю серию Джеймса Бонда на ТНТ»), до волшебного, сюрреалистического момента, когда мир Лестера переворачивается с ног на голову и он впервые видит Анжелу.

Марк погружался во все детали: освещение, расстановка актеров, тонкости и контрасты в их реакциях, кастинг и съемка дополнительных моментов, техника редактирования для создания чувства фантазии/мечты.

Мы переходим к сцене, где Рики снимает Джейн из окон своего дома прямо перед тем, как Генерал врывается в свою комнату, нарушая сложную схему постановки кадров, и затем анализируем развитие остановки сцены, начиная улавливать все нюансы актерской игры Криса Купера. Позже мы вернемся к сцене, где Генерал приходит к Лестеру, чтобы найти некий «комфорт», где опять в глубине и разнообразии представления содержится мастеркласс актерской игры.

При разборе деталей, многие из них, на первый взгляд, воспринимаются как должное, всё выглядит как обычный земной процесс, но делать это возможность у нас появляется редко, поэтому роскошь кнопки паузы и 16 учеников, пытающихся расшифровать информацию, содержащуюся в кадре удивителна. Мы не копаемся в каждом кадре так, как это делал бы студент истории искусств, и всё же если мы внимательно смотрим, то вся информация для нас на месте.

Кульминацией дня стала сцена «Я хочу тебя» между Анжелой и Лестером. Опять мы наблюдаем за актерами, останавливаем сцену, смотрим на их реакцию, смотрим на постановку кадра, видим, как очень тонко всё в Анжеле поменялось: её одежда чуть помята, волосы слегка растрепаны, у неё плоская грудь, её образ тинейджера-вамп оказался жертвой её собственной ординарности и неопытности.

В сценах поцелуев с Генералом и потом с Анжелой Лестер действительно возвращает часть того, что потерял, его сочувствие и его зрелость. Мы были с ним три дня, и к концу сцены мы переходим к части выводов из мастеркласса, но так и не увидели его убийства, что, возможно, было актом милосердия по части Марка))

Марк подводит итоги. Все осознают, что трех дней недостаточно, чтобы погрузится на столько глубоко, на сколько хотелось бы. Мы прошли основы, детальный обзор того, как режиссер и актер должны подходить к сценарию, и мы увидели на практике, как желание сотрудничать, держать разум открытым, и смотреть на все варианты увеличивает шансы, что конечный результат, который всегда является хрупким созданием, может стать хорошим кино .

Возможность задать вопросы мала, но такое чувство, что Марка здесь не последний раз, и это только вступление к «Пути Режиссера»…

ПОЛНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ: Анализ сценария, Развитие персонажей, Цели и препятствия, Тонкости персонажа в сцене, Работа с актером, Визуализация сцены, Камера и точки съемки для улучшения сцены.



МАСТЕРКЛАСС # 1 – БАРРИ ПРАЙМУС


27 ФЕВРАЛЯ 2006г.



Утро-понеднльник… МЕЖДУНАРОДНАЯ ШКОЛА АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА начались с того, что Барри Праймус фотографировался у дома, где он остановился, - на углу Леонтьевского переулка и Тверской улицы на фоне портрета Константина Станиславского, чья Московская квартира располагалась через дом вниз по улице. Совершив длительный перелет через Атланту, Барри прибыл из Лос-Анджелеса в субботу. Но у него был только один день, чтобы отойти от перелета и проработать в деталях события двух предстоящих недель…

День первый труден для всех участников этого проэкта, так как много всего нового, неожиданного и волнуещего. Не столько общая концепция, сколько скорее сам процесс, открытия и принятия тех частей, которые составляют одно целое.

В группе – 3ое молодых людей и 7 девушек в возрасте от 18 до 46 лет. Все они родом из разных мест – от Балтики до Урала. Всем студентам невероятно интересно, все хотят чего-то нового – другого обучения, других источников, других ощущений и всего того, чего до сих пор не помогли найти в своём обучение…

МЕЖДУНАРОДНАЯ ШКОЛА АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА предлагает гораздо менее формальный и менее «заучено-зазубренный» формат – нечто более чувственное, исследовательское и, по российским стандартам, экспериментаторское, чем все остальное. Его цель – не теория, а практика, помогающая студентам развить способность раскрыватьса перед камерой, доверять себе и по возможности как можно глубже проникать в своих переживаний, используя внутренние ресурсы для искреней передачи чувств, которым смогла бы поверить аудитория.

Утро, когда впервые запахло весной, ушло на ознакомительную часть, лучи солнца грели своим светом Галерею Art Play (находящуюся на территории бывшей текстильной фабрики советских времен, которую сейчас занимают студии архитекторов и дизайнеров интерьера) даря надежду на воскрешение после зимний спячки и стимулируя в каждом невероятное желание к возрождение и к чему то новому, это для нас было самым лучшим знаком….

Начали этот чудесный первый день занятий мы с знакомства,как впрочем и принято. единственное представление друг другу строилось не по шаблону «Как тебя зовут?», а скорее при помощи вопроса «КТО ТЫ?». Позже мы перешли к упражнениям, направленным на осознание важности взаимодействия действий и мыслей актера, за тем последовала тренировка мотивационного мышления, нахождения и преследования цели, а также серия упражнений на релаксацию.

Мастер-классы проходят на русском языке. Задача в том, чтобы изучить человеческий механизм и выработать актерскую технику с помощью перевода, но Барри с ходу справляется с этим. Ему так же помогают желания самих студентов пойти на контакт, а также его собственное обояние, энергия и открытость, его стремление видеть не преграду, а цель и подойти к каждому студенту как к другу и потенциальному коллеге.

В тот день мы довольно рано объявили перерыв. Впереди - новые испытания, которые предстоит пройти, и студенты с охотой принимают это…

Уходя в Московский мороз в поисках значимых монологов для второго дня мастер-классов.





28 ФЕВРАЛЯ 2006г.



Путь из Лос-Анджелеса в Москву нелегок как физически, так и психологически. То, что Барри сумел приспособиться к изменениям в температуре, времени, среде и смог начать работу почти сразу после приземления поразило студентов и пробудило в них ещё больше уважения и внимания..

Дисциплина - не тот термин, который можно было бы применить к нашим участникам: начинать занятия приходится поздно, в 10, хотя нам бы хотелось начинать часа на два пораньше. Окончательно в своём составе группа собираетса лишь к 10.20. Накануне все спали по 3, 4 ,5 часов, возможно потому, что взвинчены из-за курса, многие еще и работают, а кому-то необходимо поделиться своими новыми переполняющеми их ощущениями – с приятелями в московских ночных клубах и кафе.

После получасовой растяжки и упражнений на разогрев сразу приступили к работе на сенсорику для нахождения того особого состояния детства, в котором мы все чувствовали себя в безопасности, где мы прятались и предавались мечтам - под кроватью наших родителей, в длинной траве, в подвале или на дереве– студентам-актерам предстояло восстановить образ тех мест, те запахи и звуки, которые оживили бы чувства того времени, вплетая в них свои сегодняшние ощущения.

За сегодняшний день ребята научились путешествовать во времени. Они открыли для себя реинкарнацию вне смерти и телепортацию в другие миры, другие тела, другие состояния и настроения, просто закрыв глаза, открывая души и постигая истинное «я» в себе тем самым, открывая именно настоящего «себя» и для однокурсников.

Студенты смело направлялись всё глубже в прошлое, вспоминали собственные душевные страдания, унижения, потерю, счастье, открытия детства, юношество и вступление во взрослую жизнь, смотрели в лицо привидениям и монстрам, ангелам, идеалам созданными другими, но воспетые ими самими же. Были слезы, напряжение, но так же присутствовали и теплые улыбки принятия идентичности друг друга, понимания, нежности и сострадания. Постоянное присутствие заряда искреннего, доброго и живого смеха невероятно разрежало собою всю обстановку и только стимулировало доверие у открытость перед обучением .

Для этого мне кажетса наши студенты и пришли сюда– пришли для того чтобы посмотреть в лицо тем чувствам, которые все это время скрывали и запирали так глубоко в себе, а по средствам этого научиться выражать собственные эмоции, переживания и чувства в контексте самой работы, проэцируя весь свой жизненый опыт на осознание и тем самым искреннее исполнение роли.




1 марта 2006г.



Студентов так захватил процесс обучения что ни у кого не было элементарного времени на то что бы заметить, что наступил- долгожданный первый день весны.

Мастер-класс начался почти во время и открывали его звуки музыки, сопровождаемые воображаемым глотком вина, рома или текилы, кому что больше понраву. Во главе с Барри, наши студенты-актеры потихоньку пьянели, преодолевали скованость и стряхивали с себя утреннюю вялость, не просто слушая музыку, а становясь ею – проникая в настроение, ощущая ноты, пропуская музыку через себя, используя проникновенное свойство и первобытный призыв ритма, чтобы слиться с умом, душой, телом и космосом так, чтобы чувства работали на полную катушку.

Позже мы начали снова прорабатывать монологи учась применять уже всё более открытые для студентов знания. Уже через два дня становится ясно, прогресс налицо, студенты прилагают все возможные усилия что бы впитывать в себя как можно больше информации и рекомендаций Барри, а полученые советы стараютса использовать в полную силу.

За время обеденной прогулки по парку у Пироговки на фоне холодной и серой погоды, больше похожей на ноябрьскую, чем на мартовскую, Барри немного отвлёкся и освежился, сфотографировал тяжеловесный памятник Толстому и посетил реконструируемую православную церквушку. Барри требовался этот перерыв, для того чтобы очистить голову и еще больше понять и тем самым принять те культурные нюансы, из-за которых наши студенты отличаются от всех остальных, а самим студентам -поразмышлять над тем, куда уводит их все то новое, чему учит их Барри.

После обеда мы снова вернулись к монологам, завершая первый ознакомительный раунд чтений. Монологи были хорошо подобраны, невероятно честны и демонстрировали истиное желание студентов раскрыватьса, перед остальными что демонстрировало потресающую степень доверия и уважения к коллективу.

Когда все справились с монологами, было уже 4 часа вечера и силы начали ослабевать. Помог общий массаж, когда каждый студент по очереди разминал одного из своих сокурсников. Такой неожиданный и бодрящий поворот событий позволил им продолжить свою первую полную сцену, репетируя в парах. Хоть класс и проходит по программе Барри несколько медленнее, чем планировалось, студенты становятся все смелее и позволяют себе экспериментировать. Следующий день приблизит их к потере самосознания, важному шагу, который позволит им более глубоко изучить свои переживания,- то самое актерское сокровище, которое мы пытаемся открыть для учеников на этих занятиях. .




2 марта 2006г.



Второй день весны начался с метели, что само собой привело к пробкам на дорогах города. Барри встретили и проводили на мастер-класс с большим опазданием, в этом сыграло роль так же невероятное количество водителей-частников, которые превратили Москву в помесь машинок из парка аттракционов, и хорошо залитого катка. Не становилось легче и от утренней пробки по причинам работы ГИБДД, которые останавливают все, кроме движущегося по Москве-реке льда, по обеим сторонам от Кремля, когда до них доходят слухи о том, что президент Путин подъезжает к городу.

Сегодняшний день был тяжелым, но забавным. Перешли от «Я не могу» к «а, может, я попробую так?». Студенты начали с йоги, растяжки и упражнений под руководством Марины, быстро перейдя к упражнению на развитие чувств – наши актеры летали по воздуху, наполненные неизвестной субстанцией, копая, прокладывая туннели, борясь и паря, соединяя телесные ощущения от упражнений с воображением. Каждый выбирал для себя что своё, пузырьки, песок, пыль и даже ртуть. Затем студенты сели в круг и начали представлять себе живой объект – сначала ребенка, потом маленького ёжика, и даже оживший бублик (странные вещи происходят на этой неделе!), а затем змею, которую передавали из рук в руки, пока та каким-то неизвестным образом не ухитрилась укусить до крови Барри за палец. Студенты кинулись на помощь и через несколько секунд у нас была полная аптечка, из содержания сумок учеников, к общий радости пригодился лишь пластырь.

В помещение достаточно много шума, который отвлекает. Вчера время от времени что-то сверлили. Работы были явно крупномасштабные – геологоразведка в стене наших соседей, которая, кажется, началась как раз посреди созерцательного молчания, или в момент творческого прозрения.

Так как везде деревянные полы, кажется, что всем входящим в здание выдают деревянные башмаки и просят специально пройтись как минимум раз по пять мимо нашей двери. Сегодня, когда мы все утро пытались настроиться на рабочий лад и вспомнить приобретенное за последние дни актерское мастерство, откуда-то раздалась мелодия мобильного телефона, который, казалось, был замурован в бетон, вмонтирован в стену и всё снова и снова инфразвуковой мелодией одного из этюдов Шопена, сводил всех с ума.

Студенты нашей группы один за другим начинают видеть и чувствовать зарождение актера, или, по крайней мере первые намёки на это. Абсолютно все преодолели наступление самопознания и самоопределения в общем контексте мастер-класса. И когда студенты услышали наконец заслуженные за все эти дни и проведённую работу аплодисменты, на их лицах сияла гордость, удовлетворение и счастье.

В настоящий момент ученики проводят реформы собственных мыслей и становятся понемногу актерами на самых ранних этапах эволюции. Они уже освоили азы, - приступили к монологам перед своей, пожалуй, первой аудиторией и, уже однажды прочно освоившись в воображаемых ситуациях, искали правду, идущую от сердца и находимую между строк.




Барри изучает каждого из присутствующих на этих занятиях. Он подталкивает, утешает, поощряет и понимает. Он поворачивает ожидания каждого в таком направлении, о котором студенты даже не думали, а те в свою очередь отвечают первыми намеками на актерское мастерство. Барри заметил, что многие монологи более ироничны, чем он мог ожидать. Он ничего не принимает, как само собой разумеющееся и очень чувствителен в культурном смысле. Его уважение культурных различий понятно всем студентам и ими весьма оценено. Абсолютно все очарованы и пронизаны тем, насколько этот мастер-класс отличается от всего, чему и как учили их ранее.

К концу дня все усиленно работали над монологами, но самой большой трудностью в классе остается отсутствие дисциплины. Из-за этого постоянно возникает вопрос: что же будет, когда придет настоящий успех?




3 марта 2006



Станислав Либин пришёл сегодня, чтобы дать студентам некоторое представление о реалиях съемок телесериалов в России. Образование, которое Стас получил в киношколе при Колумбийском Университете, плюс его профессиональный опыт работы режиссером в одной из крупнейших российских съемочных компаний «А-Медиа» делает его идеальной кандидатурой для приближения знаний, приобретенных на мастер-классах Барри, к практическому воплощению.

Для начала Стас предоставил студентам множество анекдотической информации из собственного опыта. Он – замечательный рассказчик, и заражает всех своей располагающей энергией и энтузиазмом на протяжении всего дня. Его открытый демократичный подход опирается на доверие, выработанное у студентов в ходе прошедшей недели, и он быстро заслуживает их доверие.

Стас объяснил, чего ищут режиссеры и продюсеры на кастингах, и то что когда актеров просят исполнить что-нибудь абсурдное, проверяют, насколько они открыты, а не делают из них дураков. Он также указал на то, что слишком самоуверенный или наоборот недоверчивый актер, особенно в мире большого оборота телевизионной продукции, не пойдет далеко. Актеры сериалов производства Сони Пикчерс/ «А-Медиа», например, «Бедная Настя» или «Талисман любви», режиссером которых он являетса, зачастую выбирают только потому, что те визуально похожи на своих героев, и им редко представляется информация о герое или время на репетицию.

Просмотр материалов на DVD, включая отснятый Стасом интересный документальный фильм о том, как снимали телесериал «Талисман любви», позволил студентам увидеть на деле, как работает многоэпизодная съемка.

Барри был со всеми на протяжение всего утра. Он и Стас обговорили подготовку к сегодняшнему дню, но один вопрос оставался открытым: какими будут результаты съемки, намеченной на сегодня. Барри разбил группу на пары, исходя из увиденного им за последнее время –Лена и Костя; Наташа и Мила; Юлия и Андрей, Катя и Маша, Маруся и Кирилл. И они отправились снимать две сцены, которые Стас привез с собой, практически без репетиции и какой-либо информации. Все, что они знали - два героя, о которых идет речь, когда-то любили друг друга...

Стас установил разметку на улице. На дороге около Art Play пробки – большую часть дня, и тротуары покрыты льдом, что очень напоминает стекло под ногами. Коля, наш оператор, умудрился как то проскакивать между прохожими и движением, чтобы сделать эти кадры, а в это время мороз изничтожал аккумулятор его камеры.

Наши герои и героини один за другим замерзали в ожидании своей очереди, что хоть и неспициально, но погружает их в ситуацию описанную в сцене ведь по сценарию они ждут на улице четыре часа.

Стас и Коля отработали всё ту же сцену с Машей и Катей. Все с напряжением наблюдали, как они эмоционально кричали, толкались, огрызались и визжали.

Съемка начались довольно поздно, но к 7 попробовали себя все. Монтажер Кирилл все это время тихо работал в помещении, загружая свежеотснятые материалы в свой компьютер, чтобы к тому времени, как студенты закончат, первый мини-фильм был уже положен на предварительную музыку. Но все так замерзли и устали, что мы отложили премьеру, а вместо этого решили показать в какой-нибудь другой день на следующей неделе все фильмы за один раз.




4 марта 2006г.



Мартовские иды. Суббота. Барри прошелся пешком до Патриарших прудов, пользующихся дурной славой места, где зародился булгаковский роман «Мастер и Маргарита», забежал в кафе «Донна Клара» на чашку кофе, перед тем как попасть на мастер-класс к 12часам дня что невероятно приятно было для наших вечно сонных и недовольных ранним подъемом учеников.

Сегодня все были немного рассеянными, возможно, и из-за того, что поздно начали. Первое упражнение было посвящено «излучению» - способности выплескивать энергию и соединяться с аудиторией. Студентов попросили найти место в комнате, где они почувствовали бы себя в своей тарелке и изучить его. Затем им надо было найти привлекательного для них человека и постаратьса сфокусировать на нем свою энергию, постепенно перемещая это состояние на другого, нуждающегося в этой энергии человека на расстоянии, и это направление они должны были показать, распространяя себя как можно дальше - сквозь пол, потолок, через центр земли в самые дальние уголки нашей планеты, и даже Вселенной.

Студенты приступили к монологам. Лена, которая никогда не пробовала ничего подобного, но обладала невероятным желанием прочувтвовать все грани творчества и в том числе актёрского мастерства, отложила поездку за город, где она собиралась отпраздновать свой день рождения, чтобы прочитать нам свой монолог. Она выбрала тихий, но сильный монолог о вечном счастье, идеале блаженства, выраженном смехом и любовью к жителям воображаемого дома героев, домика, расположенного неподалеку, рядом с тобою…в тебе..

Результат был неожиданным, она воссоздала для всех нас необыкновенно нежные и удивительно правдоподобные мгновения, которые очень глубоко тронули весь класс. Монолог был взят из заключительных моментов всем известного произведения «Мастер и Маргарита».

Студенты продолжили чтение сцен. У Барри не много ограничен материал, поскольку он не знал заранее, кто будет в классе, и отчасти потому, что процесс перевода занимает достаточно много времени. Большая часть материала, уже переведенного на русский, не подходит для этого класса, а нужный ему материал все еще будет подвержен «Трудностям перевода» в ближайшие один-два дня. Барри нашел сцену из написанного им самим сценария об украинских эмигрантах, живущих в США, в котором было много подоплек и нюансов, но объяснение которых открыло глубокий смысл для Кости и Юли, кого Барри выбрал в качестве партнеров в этот момент и на этом примере.

В ходе продвижения по тексту диалог и сцена начанали оживать. Еще предстоит много работы, но первое чтение достаточно многое раскрыло. В понедельник все остальные студенты принесут сцены выбранные ими самими. Вторая неделя будет посвящена технике, чтобы, дай Бог, к четвергу или к пятнице мы смогли бы снять пару сцен с уже более подготовленными студентами.




6 марта 2006г.



Студенты начали с разминки и занятий йогой, затем перешли к групповым упражнениям и – в завершение подготовки к работе над сценами – Барри попросил студентов представить, будто бы они едят лимон, шоколад, банан или например пьют водку (все-таки мы в России!!!). Это помогло им перенестись в «сферу ощущений», необходимую для процесса создания воображаемой сенсорной среды, в которой происходят следующие сцены.

Большая часть следующего дня прошла за чтением сцен, которые Барри отобрал из существующих фильмов, таких как «Jerry Maguire», «American Beauty» и «Ghost Town». Что касается его собственного сценария, то Барри хотел бы, чтобы сценарий был отображон частично на русском языке.

Барри считает, что очень многое зависит от ответов на вопросы: «где ты?» и «чего ты хочешь?», помогающих актеру почувствовать себя в соответствующей обстановке и поверить в ее реальность – а не играть в ней и зачастую в неё. Ведь именно обстановку собственного местонахождения актер использует в качестве фона для правильного постижения цели – того, что актер пытается достичь на сцене – становящейся убедительной лишь в том случае, если обстановка и место действия полностью сформированы им в собственном сознание.

Многим студентам, видевшим эти фильмы, сложно играть, абстрагировавшись от первоисточника, но они справляются и с этим, постепенно погружаясь в атмосферу выбранного ими места действия и трансформируя ситуацию через собственное отождествление и демонстрируя тем самым огромный прогресс.

Совершенно очевидно, что открытость и доверие в группе, созданные за последнюю неделю, были немного подорваны полутора днями контакта с «реальным» миром, а объем информации, впитанной студентами за столь короткое время, привел пару человек в некоторое замешательство. И все равно, в ходе серии интервью, записанных вечером, складывалось впечатление, что все четко осознают, что они делают, для чего они это делают и каждый для себя примерно понимает, к чему это ведет. Сейчас репетиции начали проводитса поздно вечером, и каждая пара актёров стремится воссоздать все детали, необходимые, по их мнению, для того, чтобы их сцена стала живой и искреней.




7 МАРТА 2006 г.



Возможно, кто-то назовет это сравнение натянутым, но порой препятствия, возникающие на мастер-классах, бывают похожими на уличное движение в Москве, о котором уже писалось ранее в нашем дневнике. Заторы возникают в неожиданное время и в неожиданном месте, и похоже, что движение руководствуется собственными законами, независимо от светофоров, правил и многих лет водительского опыта. Можно быть уверенным лишь в одном: рано или поздно оно пойдет в верном направлении, и ты попадешь в пункт назначения.

В какой-то момент в любой творческой группе возникает конфликт. Больше недели мастер-класс был подобен Утопии – это вообще долго, но особенно долго, учитывая, что мы в России. Конфликт – это часть процесса, а также средство самовыражения. У нас возникли проблемы из-за опоздания трех студентов – группа оказалась неполной и неспособной к полноценной работе. Определенный ущерб нанес ей и тот факт, что обретенная открытость пошла на службу в чём то возможно суровой реальности.

Настроение сегодня было не самым лучшим. Все это чувствовали. Поэтому Барри попросил нас воссоздать вокруг себя атмосферу радости, позже страха , но оказалось, что у каждого получается лишь атмосфера конфликта или нервозности, поэтому членов группы попросили высказаться и выяснить причины разлада и после искреннего и честного объяснения каждого в первостепенную очередь собственно себе конфликт сошел на нет.

Позже последовал немного вынужденный перерыв что бы каждый перевёл дыхание и отпустил ситуацию, а после перерыва всё так же вернулось к абсолютной норме. Пузырь лопнул, а желтые и красные огни светофоров, светившие почти полдня, сменились зелеными. Мы опять работали вместе, каждый студент чувствовал себя частью группы и был способен концентрироваться на сценах.

После обеда все настроились на прежнюю волну. Сцену из фильма «American Beauty» играли Андрей и Кирилл, из «Jerry Maguire» – Маша и Катя, а Мила и Наташа играли сцену, которую они нашли в фильме «Москва» по роману Владимира Сорокина. Полдня мы переформировывали группу, а вторая половина дня ушла на то повторное самоутверждение коллектива – где каждый ее член должен был заявить о себе, причем не путем конфликта, а творческого самовыражения. Сегодня сражение было выиграно, и в этом огромная заслуга группы, которая именно сейчас более четко видит «общее» в себе, а не раздробленные части, все студенты продемонстрировали невероятный прогресс, играя свои сцены с особой сосредоточенностью, убежденностью и тем самым убедительностью. Студенты ясно показали, что в каждом из них – молодой актер, стремящийся к реальной и достижимой цели.

Вечером Барри вернулся в Московский художественный театр. Поступили хорошие новости: одна из наших актрис, Юлия Деллос, получила роль в большом телевизионном проекте на Украине. Возможно, она возьмет с собой что-то из того, чему научилась здесь, и в таком случае окажется, что наш мастер-класс имеет практическую ценность для наших студентов.




8 МАРТА, 2006 г.



Когда нет машин, Москва – чудесный город. Сегодня выглянуло солнце. Здесь празднуют Международный женский день – странный, но дорогой сердцу россиян национальный праздник. Улицы в этот день почти безлюдны. Каждая из наших студенток получила по букету цветов и поцелуй – справедливое вознаграждение не только за пирожные, шоколад и закуски, почти магическим образом появлявшиеся в прошедшие дни на мастер-классе, но и за невероятное очерование и искренность каждой.

После вчерашнего празднования наступающего женского дня некоторые не пришли, но Барри собрал группу и, будучи в курсе того, что сегодня за день для русских девушек, начал его расслабляющими и сенсорными упражнениями, основанными на воспоминаниях детства, а затем вплетённые в этот контекст объект и предмет, которые могли бы пробудить настоящие эмоции…

Перерыв на обед мы устроили раньше обычного. Каждый студент знал, что сегодня предстоят пробы.

Вчерашнее напряжение было забыто и исчерпано как факт, что невероятно разгружало атмосферу и всех радовало. Необычно то, что с перерыва на обед ребята вернулись раньше, чем планировали, и мы сняли более трех часов одной сцены из «The Owl and the Pussycat», в которой участвовал каждый из студентов. Результаты будут ясны в ближайшие несколько дней, но через объектив камеры было видно, что каждый сумел найти собственную индивидуальность, чего не мог не заметить как Барри так и наш «художественный руководитель/оператор-постановщик/переводчик» Джерри МакКарти. В «свой» день все девушки были приглашены в ресторан Suzy Wong’s, а молодые люди отправились снимать стресс в русской бане!!




9 МАРТА 2006 г.

Барри разминал студентов с 11 до 12, до того времени когда пришел Стас Либин и показал студентам cмонтированный материал, отснятый ещё на прошлой неделе – пять версий одной сцены, выполненные с большим вкусом в черно-белом варианте.

Стас подробно обсудил со студентами каждый кадр. Реакции были разными, и тем, кто еще не видел себя на экране, повезло меньше, чем остальным, хотя общий уровень был высоким и убедительным

Во время обеденного перерыва говорили только о фильмах. Похоже, это дало студентам ощущение смысла того, что они делали до сих пор, а также возможность оценить свои способности и исправить то, что их в себе не устраивает. После обеда ребята еще раз прошли те сцены, которые репетировали все это время, но уже по-настоящему, с большей вдумчевостью и прникновением. Безусловно, утреняя демострация отснято материала оставила свой след в каждом: большинство студентов были более сосредоточены, чем раньше, явно стараясь улучшить то, что ими было увидено.




10 МАРТА 2006 г.



Сегодня мы решили начать занятия попозже. За несколько дней напряженной работы студенты довольно устали, а 10 утра – это слишком рано для большинства из них. Кажется, это помогло, хотя некоторые не мтря на смягчённые правила всё равно апоздали, наверное у многих это за правило…

Для всех большой неожиданностью было то что мы все оказались в полной темноте. Дело в том что в соседнем здании загорелся подземный кабель, и весь квартал остался без электричества. Длина кабеля – 6 километров, и никто не знал, в чем конкретно дело, поэтому было объявлено, что электричество может не поступить ближайшие несколько дней. Для нас это небольшая проблема, поскольку на втором этаже нашей студии вполне достаточно света, но это означало, что у нас не будет музыки, мы не сможем зарядить аккумуляторы камеры и, что хуже всего, лишимся кофе каждый это воспринимал тяжело, но стойко!

Несмотря ни на что утро Барри начал с разминки, расслабления мышц рук , ног, следом позвоночника, лица, челюсти, рта, языка. Он попросил студентов трясти всем телом каждой его чистичкой, словно взбалтывая его и тем самым прочувствовать ещё больше незадействованные зоны – а после найти партнера и продолжая сотресатьса всем телом, выражать все свои чувства и эмоции всеми возможными и подручными способами. Всё это действо неплохо разогрело кровь и окончательно раскрепостило студентов.

Следующим упражнением было «легкое и тяжелое», гармонизация внутреннего и внешнего состояния. Студенты должны были подойти к Барри и сказать ему «доброе утро», ощущая попеременно физическую легкость и тяжесть. После этого мы перешли к групповым упражнениям, вновь находя себе партнера в группе, настраиваясь на его энергетику и синхронизируя движения.

Несмотря на отсутствие электричества, мы заказали обед, и нам принесли возмутительно дорогой эспрессо из местного итальянского ресторана, а большая часть студентов отправилась в «Vodka Bar» - ближайшее кафе с генератором, что бы перекусит и как всегда обсудить занятие и приобретённые навыки.

Оставались две сцены, которые мы не закончили днем раньше. Мила и Наташа со своей сценой из фильма «Москва» и Маша с Катей с фрагментом из «Ghost Town». На данном этапе мы перешли к заучиванию ролей в точном соответствии со сценарием – с чем обе пары справились – отрабатывая в то же время все существенные детали, которые мы прошли ранее – пребывание в моменте, достижение цели героя в рамках сцены и создание вокруг себя реального места действия.

Сразу после обеда мы перешли к съемкам. Утром Барри раздал сцены, которые каждая пара прочла без подготовки. Очень быстро пройдясь по диалогам, Барри попросил каждого студента найти основную цель их героев.

Быстро отрепетировав сцены, чтобы проставить оценки, мы приступили к съемке. Студенты оказались в ситуации, максимально приближенной к съемкам телепостановки или низкобюджетного фильма. Ребят вызывали парами и заставляли отрабатывать заданный материал, стараясь при этом запоминать отметки и диалоги.

Одним из самых сложных моментов «съемок» стало для студентов ожидание того, пока закончат другие. Все они привыкли действовать, поэтому наблюдение и ожидание было каждому не присуще. Но, в основном, каждому по средством этого хорошо удавалось сконцентрироваться. Никого не смущало то, что Барри играл роль требовательного режиссера. Наоборот, студенты положительно оценили то, что им была поставлена непростая задача, и ощущали, что снимается наконец что-то настоящее, преближаное к действительности.

В завершение дня Барри дал Юлии и Косте импровизацию на основе своего собственного сценария. Герои были им хорошо известны по сцене, которую они играли днем ранее, но тогда не было диалогов – только ситуация и несколько вариантов развития событий.

Сцена была сыграна с нежностью, двусмысленностью, отчаянием и поразительным реализмом. Актеры сумели погрузиться в себя и дать представление, зачаровавшее всех студентов – в особенности, потому, что никто, даже Барри, точно не знал, как будет развиваться эта небольшая, но проникновенная история, возможно момент из жизни каждого.

Свою работу в этот день мы закончили около семи. В воздухе витало удовлетворение. Актеры выдержали трудное испытание и каждый знал и чувствовал это.




11 МАРТА 2006 г.



Последний день. Пролетели две недели. Студентам приходится мириться с тем, что их «новый дом», как они его называют, закрывается до начала следующего курса. Каждый судя по разговорам очень переживает, ведь за эти короткие две недели все невероятно сроднились и привыкли к друг другу, каждый из учеников доверял всего себя без остатка и открывался минутой за секундою с невероятным уважением и доверием к уже ставшими близкими однокурсникам и учителям.

Сегодня у нас короткий день. Студенты пребывают в эйфории: готовясь к последнему дню, они распевают песни. Опять нет электричества, хотя нам обещали, что все будет в порядке, поэтому мы начинаем пересматривать планы вечеринки, готовясь проводить ее при свечах…

Этим утром группа разогрета и открыта как никогда, возможно сказываетса то что ребята нехотят раставатса, а наоборот хотят познавать тайны актёрского мастерства дальше. Барри прогоняет студентов через ряд упражнений, как обычно, разминая их, а потом делая из них воображаемые «машины» где каждый должен выполнять свою роль,но при этом взаимодействовать с партнёрами. Сначала построили денежную машину, потом музыкальную машину, затем машину МЕЖДУНАРОДНОЙ ШКОЛЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА , и наконец поочерёдно машины любви и счастья. Студенты изображают части слаженного механизма, повторяя одно движение или один звук. После упражнений каждый дал возможность высказатьса другому и все в этот момент рассказа внимательно и даже с каким то придыханием слушали другого. Барри изложил свое видение итогов двух недель, подчеркивая, что, хотя каждый студент безусловно обладает талантом, для того, чтобы превратить этот талант в инструмент профессионала, нужно много труда и тренировок.

За последние две недели студенты получили представление об актерской технике и работе перед камерой. Каждый из них научился распознавать и чувствовать свои внутренние ресурсы, начал искать способ их реализации для создания вокруг себя понятной, а так же доступной атмосферы, контекста, в котором может отображатьса и «быть», придающем реалистичность и аутентичность действиям.




Пятничные «съемки» дали студентам возможность почувствовать, что такое работа с режиссером, особенно, в ситуации прессинга так часто присутствующего на площадках . Барри объяснял, что все режиссеры разные, и главное при работе на съёмках – сотрудничать с режиссером и помогать ему достичь поставленной задачи, не отказываясь при этом от собственного видения и ощущения героя и его целей.

Студенты один за другим поблагодарили Барри за его работу, понимание, терпение и видение.


Барри подводит итоги:

«Для меня работа с этой чудесной группой связана с массой впечатлений. Все они особенные, уникальные и обладают большим актерским и человеческим потенциалом. И я благодарен Джерри МакКарти за хорошо продуманную организацию этого мероприятия.

Занятия в России состояли из двух частей. Первая – работа над инструментом каждого актера. Это влекло за собой возбуждение и обострение чувств, а также пробуждение способности актера к переживанию. И, прежде всего, общее раскрепощение актеров, так, чтобы они работали с большей легкостью и искренностью, так важной для актёра в целом.

Вторая часть заключалась в концентрации на актерских умениях вобщем и их способностях как киноактеров, в частности.

Каждое утро мы проводили часть времени за упражнениями, работой в группах, играми и сенсорной работой. Если не считать специфической работы с некоторыми участниками и специфических проблем, я могу сказать, что меня поразила легкость, с которой это было сделано, учитывая, что для меня все постигалось по средствам перевода, что добавляло свои сложности. Конечно, этим мы были, прежде всего, обязаны Джерри, который не только владеет языком, но и тонко чувствует суть нашей работы.

Думаю, что актерская тренировка была для многих из студентов совершенно новым делом и даже каким то открытием, и, хотя этот процесс не окончен (думаю, группа сейчас продолжает занятия в Москве), я очень рад тому, насколько актерам удалось раскрепоститься и высвободиться.

В процессе работы я отметил ряд очень интересных различий между русскими и американцами. Различия в факторах мотивации, дисциплине (мне показалось, что в России относятся к таким вещам легче, чем где бы то ни было) и эмоциональной реакции. Вообще, русские обладают огромными эмоциональными ресурсами. Столкнуться с их раздражением – не проблема, проблема в том, как выразить его. Похоже, они более ранимы, чем американцы – в особенности, мужчины.

Порой наблюдалось отсутствие личной инициативы – это поразительно. Но если ребята давали себе внутреннее разрешение, то их работа могла быть сильной и страстной. Всегда опасно судить о целой культуре по ее отдельным проявлениям, и я надеюсь, что во время следующей поездки у меня будет более четкая картина.

Работа над сценами была для меня очень интересна и еще раз скажу, что, если не считать неразберихи, возникшей поначалу при переводе сцен, мне показалось, что эта часть работы прошла очень хорошо – лучше, чем я рассчитывал. В сценической работе были проявлены разные уровни мастерства – были как новички, так и очень умелые актеры (наша участница Юлия снимается в большом телесериале). Но все сумели достичь прогресса за время сценической работы и отработки монологов.

В последний рабочий день я быстро отрепетировал и поставил (как было бы в случае низкобюджетной постановки) сцены из фильмов. Мы воспроизвели один из худших наборов условий, в которых может оказаться актер в ситуации ограниченных ресурсов при съемке. Думаю, что это был ценный эксперимент (это подтвердили и студенты при подведении итогов).

Думаю, что занятие с камерой, проведенное Стасом, не только обогатило нашу работу, но и придало дополнительный стимул актерам, которые смогли увидеть себя на экране.

Надеюсь, что я смогу продолжить занятия по киноактерскому мастерству с этой группой в следующий раз. Мы будем ставить более законченные сцены, так, чтобы перед ними возникла проблема эмоционального единства, и добиваться чувства ощущения съемок в фильме и тонкой правдивости, которой требует камера. Думаю, мы также поняли, что стоит раньше отбирать сцены и использовать больше российского материала.

А в заключение пара слов участникам группы – я скучаю по вам, думаю о каждом из вас и надеюсь, что вы продолжите свое творческое путешествие..

С любовью,

Барри









КОНТАКТЫ



MOSCOW:

International Film Workshop,
tel: +7 495 940 45 05
fax: +7 495 940 45 08



LONDON:

International Film Workshop,
tel: +44 (207) 629 18 18


LOS ANGELES:

International Film Workshop,
tel: +1 (818) 981 3607
fax: +1 (818) 986 6540



ALL E-MAILS SHOULD BE SENT TO:

admissions@actorsworkshop.ru





© 2005, International Film Actors Workshop